Nataly Levi (taysha) wrote in mk_haiku,
Nataly Levi
taysha
mk_haiku

МКХ-4 отзыв жюриста: Алексей Алехин

ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ

холодный ветер
забытые прищепки
сбились в кучу


В этом году лучшие хайку являют собой довольно плотную толпу, в которой трудно выделить очевидного чемпиона (да я б и этот перечень лучших раздвинул еще вещей на пять-шесть, если б не боялся злоупотребить слишком длинным списком). Приметно, что в них стало больше рукотворных предметов, если сравнивать с японской классикой, где очевидно первенство чисто природных реалий. Вероятно, это и есть нынешний путь русских хайку, и предложенное кураторами конкурса их деление на «традиционные» и «современные» становится все более условным.
«Первым среди равных» я назвал – после немалых раздумий – именно это хайку потому, что, помимо мастерски остановленного мгновения, точной зрительной картинки, в него втянута легко домысливаемая человеческая история – понятная и земная.


СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ

илистое дно
в воде по пояс застыл
преломленный свет


В этом разделе конкурса я впал в еще больший грех всеядности, что и отразилось в протяженности списка – но все эти вещи и правда хороши.
А выбрал стихотворение, которое, по моему убеждению, должно было бы возглавить список именно традиционных хайку – потому что хотя оно и выходит за пределы канона, но развивает именно классические ценности японского стиха, передавая и человеческое чувство, и состояние мира исключительно через уловленное зрением мгновенное состояние природы. А вот зрение это – современное, возможное только после последних полутора веков поэзии и живописи.


СЭНРЮ

новогодний базар
под снегом
связанные невольницы


И в этом разделе абсолютного победителя было определить непросто, да еще и выбирать-то приходилось по неодинаковым основаниям, ибо чуть ли не у каждой из вещей, составивших мою финальную пятерку, достоинства – на особицу. И все же именно это трехстишие твердо видится мне победителем благодаря «двойному дну» запечатленного в нем человеческого сюжета и его на редкость лаконичному – одной графической линией – воплощению в словесной пластике.


ФРИСТАЙЛ

Мы видим, как кружится дервиш
Он видит, как кружится мир

Странно, но как раз этот раздел (в реальной современной русской поэзии, тяготеющей к форме «японесок», едва ли не наиболее обширный) оказался на этот раз не очень богат. Я назвал это двустишие ом за то маленькое, но яркое и точное зрительное открытие, которое и составляет его поэтический сюжет. Настолько точное и оче-видное, что даже странно, что до сих пор никем не сделано (по крайней мере – мне не попадалось на глаза).

* Жирным отмечены стихи-призеры
Tags: МКХ-4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments